История района: барельефы работы Веры Мухиной украшают станцию метро «Семёновская»
История станции метро «Семёновская» началась в 1932 году, когда был разработан проект Покровского радиуса метрополитена. В него вошла станция «Семёновская площадь». Через несколько лет, ещё на бумаге, её переименуют в «Сталинскую» — в честь одноимённого района. Это название она будет носить до 1961 года. Над интерьерами станции, открывшейся в январе 1944 года, с коллективом авторов работала Вера Мухина, к тому времени прославленный автор скульптуры «Рабочий и колхозница».
К концу 1943 года советская армия уже освободила от гитлеровских войск Донбасс, Киев и продвигалась на запад. Мухина вернулась в Москву из эвакуации в 1942 году и принялась без сна и отдыха работать над скульптурными портретами героев войны. Кстати, «Семёновская» — единственная станция, к украшению которой приложила руку знаменитый скульптор. Торец платформы украшает горельеф с орденом Победы, хотя к моменту открытия метро награду только-только учредили и ещё никому не успели вручить. Так что пассажиры подземки одними из первых увидели изображение высшего военного ордена СССР. А уже весной 1944 года им наградили первых маршалов — Жукова и Василевского. 10 апреля, когда Одессу освободили от фашистов, Сталин позвонил Василевскому.
«Верховный главнокомандующий сказал, что я награждаюсь не только за освобождение Донбасса и Украины, а и за предстоящее освобождение Крыма», — писал потом в мемуарах маршал.
В голодающей Москве
Вера Мухина была богатой наследницей. Рано оставшись без родителей, она безбедно жила на капиталы деда — рижского коммерсанта, училась живописи во Франции и в Италии. Однако в 1914 году, когда началась Первая мировая война, 25-летняя Вера немедленно записалась на курсы сестёр милосердия и поступила в госпиталь.
«Ночами сидела около тяжелобольных, следя, чтобы не сорвали в беспамятстве бинты, не истекли кровью; сердечно, подолгу разговаривала с выздоравливающими», — писала о Мухиной искусствовед Ольга Воронова.
После революции она могла эмигрировать: родная сестра настойчиво звала её переехать в Будапешт. Семейного капитала в рижских банках хватило бы на долгую безбедную жизнь. Но Мухина остаётся в голодающей Москве вместе с мужем — врачом Алексеем Замковым.
«Питались котлетами изо ржи, лепёшками из картофельной шелухи. Спали, надев на себя платки и шубы», — замечала Воронова.
Серп и молот против свастики
Необыкновенная история связана со знаменитой скульптурой Мухиной «Рабочий и колхозница». Стальной символ молодого Советского Союза — серп и молот — противостоял фашистской свастике ещё за четыре года до начала войны. В 1937 году скульптуру привезли на Всемирную выставку в Париж. Она должна была венчать советский павильон, расположенный напротив немецкого.
«Где-то в середине апреля мы заметили страшную суету около немецкого павильона, после чего на его верхней части началась круглосуточная работа, и башня снова полезла вверх», — вспоминал сын Мухиной Всеволод Замков. Как выяснилось, министр экономики Германии потребовал, чтобы немецкий павильон был выше советского. «В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы», — написал Замков в мемуарах.
Тем временем парижская пресса благоволила Мухиной. А в магазинах появились сувениры с изображением её скульптуры — платки, чернильницы, пудреницы.
Не хватило жизни
Творческая судьба Веры Мухиной, несмотря на мировое признание и, казалось бы, благосклонность советского руководства (она стала лауреатом пяти Сталинских премий), была непростой. Она горько сетовала, что не удалось реализовать больше половины задуманного.
Вера Мухина умерла в 64 года и покоится рядом с мужем на Новодевичьем кладбище. Необычна эпитафия. На надгробии Алексея Замкова написано: «Для людей я сделал всё, что мог». На надгробии Веры Мухиной: «И я тоже»